Всемирный день слуха

Информационное письмо
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) учредила специальный день, посвященный охране здоровья уха и слуха. С 2014 года ежегодно 3 марта отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха (InternationalDayforEarandHearing) Всемирный день слуха в 2018г пройдет под лозунгом «Слышать будущее... и готовиться к нему» и призван обратить внимание государства и общественности на рост числа людей с нарушением слуха.
На сегодняшний день потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. По данным ВОЗ, от глухоты и нарушений слуха страдают примерно 360 миллионов человек. Из них более 32 млн детей. По оценкам ВОЗ, 1,1 миллиарда молодых людей в мире могут быть подвержены риску потери слуха из-за небезопасной практики слушания. Более 43 миллионов человек в возрасте 12-35 лет по разным причинам имеют потерю слуха, приводящую к инвалидности. В Росийской Федерации более 15 млн людей с нарушением слуха, из них более 1 млн детей до 18 лет.
Более 5% населения мира страдают от инвалидизирующей потери слуха. Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от инвалидизирующей потери слуха, 60% случаев потери слуха у детей вызваны предотвратимыми причинами.
Профилактика
Считается, что, в целом, половину всех случаев потери слуха можно предотвращать с помощью медико-санитарных мер.
Инфекции, такие как эпидпаротит, корь, краснуха, менингит, цитомегаловирусные инфекции и хронический отит среднего уха (31%).
Осложнения при родах, такие как асфиксия плода при рождении, низкая масса тела, недоношенность и желтуха (17%).
Использование ототоксических лекарственных средств среди беременных женщин и детей грудного возраста (4%).
В число простых стратегий профилактики входят следующие:
иммунизация детей против детских болезней, включая корь, менингит, краснуху и эпидпаротита
иммунизация девочек подросткового возраста и женщин детородного возраста против краснухи до наступления беременности;
предотвращение цитомегаловирусной инфекции у беременных женщин путем надлежащей гигиены, выявление и лечение сифилиса и и некоторых других инфекции; скрининг детей на средний отит с последующими надлежащими мерами медицинской помощи или хирургическими вмешательствами;
применения некоторых лекарственных средств, которые могут быть вредными для слуха, только по назначению и под контролем квалифицированного врача; направление новорожденных детей из групп высокого риска (при наличии глухих членов семьи или рожденных с низкой массой тела, асфиксией, желтухой или менингитом) для ранней проверки слуха, быстрой постановки диагноза и надлежащего ведения в случае необходимости;
уменьшение воздействия (как на работе, так и во время отдыха) громких шумов путем повышения осведомленности о рисках; разработки и применения соответствующих законов и настоятельных рекомендаций в отношении использования средств индивидуальной защиты, таких как беруши и шумоподавляющиевнутриушные и головные наушники.
Выявление и ведение
Раннее выявление и принятие соответствующих мер являются основными факторами для минимизации воздействия потери слуха иа развитие ребенка и его успеваемость. Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха, раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучщению результатов развития речи и успеваемости ребенка. Глухие дети должны иметь возможности для обучения языку жестов вместе с членами своих семей.
Скрининг с целью выявления болезней ущей и потери слуха в дошкольных учреждениях, щколах может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.
Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе. Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности. 10-15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ). Для содействия социальному приобщению инвалидов, в том числе глухих людей с помощью реабилитационных сетей и программ на уровне отдельных сообществ в Ростовской области в ГБУ РО «ОДКБ» организованы 2 отделения Медицинской реабилитации, оказывающих медицинскую реабилитацию детям с нарушением слуха, в том числе после кохлеарнойимплантации за счет бюджетных средств.При ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»для организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения научно-исследовательской, экспериментальной и методической работы создан Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Центрах все консультации и занятия с детьми проводятся бесплатно!
Все дети с нарушением слуха, особенно после операции кохлеарная имплантация, ДОЛЖНЫ находиться на диспансерном учете в сурдологнческом кабинете ГБУ РО «ОДКБ» для организации своевременной диагностики и реабилитации.
Главный внештатный детский сурдолог МЗ РО Корманукян Р.А.